В России стартовала неделя сохранения здоровья головного мозга (в честь Всемирного дня мозга 22 июля).
Головной мозг — сложнейшая структура, своего рода процессор, который постоянно обрабатывает всю поступающую извне информацию, отвечает за сознательные движения, органы чувств, мышление, внимание, память, принятие решений и эмоции малыша. Спинной мозг проводит нервные импульсы, передаёт «команды» головного мозга и отвечает за бессознательные движения и рефлексы. Кроме того, спинной мозг совершает часть автоматических движений (или, проще говоря, автоматизмов), которые нужны, когда нет времени на то, чтобы ждать реакцию головного мозга.
Нервная система малыша развивается поэтапно, с каждым днём она становится всё более сложной. Примерно на 15-й день после зачатия образуются первые нервные клетки, которые в дальнейшем будут управлять всем организмом.
Когда формируется нервная система, внутриутробное развитие становится очень тонким процессом, на который влияют любые негативные изменения.
Все отделы мозга формируются до рождения. После появления малыша на свет отдельные участки продолжают дифференцироваться («распределять свои обязанности»).
У ребенка есть потребность узнавать что-то новое. Для этого дети используют все органы чувств. Поэтому все подряд тянут в рот, хватают в руки, внимательно осматривают. В этот момент создаются новые связи между нейронами.
Процесс развития мозга никогда не останавливается. Эксперименты, исследования высшей нервной деятельности показывают, что эти «пути» создаются на протяжении всей жизни, а угасают в старости.
Младенцы учатся с рождения. Наука о развитии мозга говорит нам о том, что первые три года жизни очень важны для формирования мозга маленького ребенка. В течение первого года жизни размер мозга увеличивается более чем вдвое. В возрасте трех лет мозг ребенка в два раза активнее мозга взрослого. На протяжении этого времени мозг готовит основу для целой жизни обучения и будущих успехов в учебе.
Дети обучаются в контексте важных для них взаимоотношений. Забота и воспитание в раннем возрасте оказывают решающее, долговременное влияние на то, как человек развивается, на его способность обучаться и его способность контролировать свои эмоции. Исследования привязанностей в раннем возрасте подтверждают, что теплая, чуткая забота необходима для развития здорового мозга.
Для гармоничного развития головного мозга малыша нужна среда, насыщенная положительными эмоциями и новыми впечатлениями. Такая среда заставит мозг работать активнее, стимулирует его развитие. Именно в первые три года у малыша закладываются будущие основы здоровья, мышления, разных навыков, приспособленности к жизни. Поэтому очень важно в эти первые три года помочь формированию мозга. Ребенка должны окружать изображения, звуки, прикосновения, запахи. Все это — стимулы, которые воспринимаются мозгом и помогают ему формироваться быстрее.