Болевой синдром у детей часто недооценивается или неверно трактуется. Ребенок действительно может испытывать боль, и только он ощущает, насколько она сильна.
Боль у детей
Боль - это то, что именно болит у ребенка и о чем говорит сам ребенок.
Боль - это неприятное сенсорное или эмоциональное состояние, которое связано с реальным или потенциальным повреждением тканей, или может быть описано как таковое (IASPб 1986г.)
Миф 1
Новорожденные не испытывают боли из-за незрелой нервной системы.
На самом деле:
- Исследования показывают, что у новорожденных есть нейрохимическая способность испытывать ноцицептивную боль.
- Исследования в области поведения и физиологии новорожденных показывают, что даже только что рожденный ребенок реагирует на болевые стимулы (Anand and Hickey, 1987г.; Grunau and Craig, 1987г.; Levine and Gordon, 1982г.)
- Недоношенные, у которых операция была проведена с минимальной анестезией, имеют намного больший уровень стресса, осложнений и смертности, по сравнению с теми, кто получил глубокий наркоз (Williamson and Williamson, 1983г.; Anand et al., 1987г.)
Миф 2
Дети переносят боль легче, чем взрослые.
На самом деле:
- Чем меньше ребенок, тем хуже у него восприятие боли. Переносимость боли повышается с возрастом.
Миф 3
Дети привыкают к боли.
На самом деле:
- Каждая новая болезненная процедура приводит к усилению беспокойства и усилению восприятия болевых ощущений.
- Болевые ощущения, которые ребенок испытал в самом раннем возрасте, могут иметь долгосрочные последствия, включая низкую толерантность к боли.
Миф 4
Дети не способны указывать локализацию боли.
На самом деле:
- Дети могут показывать место, где болит, нарисовать его и т.д.
Миф 5
Дети всегда говорят, если у них что-то болит.
На самом деле:
- Дети могут не рассказывать о своей боли из-за боязни использования болезненных методов лечения.
- При хроническом болевом синдроме дети могут не жаловаться на боль, так как, испытывая ее все время, они думают, что ничего сделать нельзя.
- Некоторые дети думают, что если что-то болит, значит нужно ложиться в больницу - место, куда они категорически не хотят попадать. Поэтому они могут не рассказывать о боли.
- Некоторые дети не жалуются на боль, так как не хотят расстраивать своих родителей.
- Некоторые дети, особенно очень маленькие, могут испытывать трудности с описанием боли.
Миф 6
Поведение ребенка отражает интенсивность боли.
На самом деле:
- Поведение не является специфическим индикатором интенсивности боли.
- Отсутствие поведенческой реакции (например, плач, двигательные реакции) не обязательно указывает на отсутствие боли.
Миф 7
Даже если маленькие дети могут испытывать боль, то это не имеет долгосрочных последствий, так как у них отсутствует способность запоминать.
На самом деле:
- Боль и стресс могут запечатлеваться в памяти, что приводит к проблемам с кормлением, со сном и т.д. (Marshall с соавт., 1980г.)
- Предварительные данные свидетельствуют о том, что болевой синдром, имевший место в раннем возрасте, может способствовать развитию структурных и функциональных нарушений со стороны развивающихся ноцицептивных проводящих путей нервной системы, что может повлиять на восприятие боли в будущем (Fitzgerald и Anand, 1993г.)
Купирование болевого синдрома у детей
Существуют общие принципы обезболивания у детей. Они включают следующие задачи:
- Изменить обратимый процесс - по возможности лечить причину, лежащую в основе.
- Определить патофизиологию боли (например, ноцицептивная или нейропатическая), чтобы подобрать максимально эффективное обезболивание.
- Использовать фармакологические и нефармакологические методы обезболивания.
- Принимать во внимание любой психосоциальный стресс у ребенка, например, беспокойство, свзязанное с разобщением.
- Постоянно оценивать в динамике боль и ответ на проводимое лечение.